Новости

ДЕТСТВО КАК ПЕРИОД ГЕНИАЛЬНОСТИ

ДЕТСТВО КАК ПЕРИОД ГЕНИАЛЬНОСТИ

07.10.2017

Публикуем интервью с Анной Сергеевной Довгаленко – членом жюри Фонда развития детского и юношеского творчества, экспертом в области детского изобразительного искусства, преподавателем детского художественного творчества с многолетним стажем. Разговор пойдет об ограниченности восприятия взрослых и гениальности детей, периодах в развитии детского творчества, интересных случаях из преподавательской практики и закономерности появления Фонда развития детского и юношеского творчества на Саратовской земле.

Расскажите про феномен детского художественного творчества? В чем его особенность?

Детское творчество – это действительно феноменальное явление, и детский рисунок – это целый мир, который нам, взрослым, не всегда бывает понятен. У детей другая психология, они воспринимают окружающий мир совсем не так, как взрослые. Дети мыслят по-другому, чувствуют по-другому, видят мир по-другому. Они более открыты миру. У взрослого взгляд на мир намного более зашоренный, ограниченный, ведь мы постигаем мир, прежде всего, через какие-то конкретные вещи. Взрослый мир строится на стереотипах. Дети же познают окружающий мир через собственное «я», у них своя собственная философия, которую они строят, исходя из своего собственного опыта, активно подключая воображение и фантазию. Благодаря творчеству ребенок делится своим представлением о мире, рассказывает о нем через свои рисунки. И часто это представление бывает куда более честным, искренним и, наверное, более правильным, чем у взрослого человека. Вообще, надо сказать, детский период – это период гениальности.

Как Вы считаете, у всех ли детей есть склонность к творчеству? Все ли дети – прирожденные художники?

Я считаю, что склонность к творчеству есть абсолютно у всех детей. До 8-9 лет все дети, за редким исключением, рисуют и рисуют с упоением. Для них это, в первую очередь, игра: карандаш оставляет одну линию, краски – совершенно другую. И главное, рисование для них – это всегда познание мира. Некоторые дети начинают рисовать раньше, чем начинают говорить первые слова. Сначала они делают какие-то почеркушки, каляки-маляки, но постепенно их рисунки перерождаются во что-то серьезное. У всех детей есть творческая жилка, единственное – ее нужно отыскать, открыть и поддержать. При этом нужно помнить, что далеко не все дети становятся художниками, так как таланты и способности у всех детей развиты в разной степени.

Какие существуют этапы в творческом развитии ребенка?

Был замечательный советский психолог – Лев Выготский, который написал отличную книгу о том, как ребенок познает окружающий мир благодаря искусству. Книга называется «Воображение и творчество в детском возрасте». В ней он анализирует творческое развитие ребенка и он разделяет рисование в детском возрасте на несколько этапов.

С самого начала, примерно с 2,5-3-х лет, ребенок рисует всякие каракули и головоножки – кружочек да палочки, так он пытается на листе бумаги изобразить себя. Конечно, развитие у всех детей разное, особенно сейчас, когда появились планшеты и кнопочные телефоны, из-за которых у ребенка затормаживается развитие мелкой моторики, что приводит к деградации. До появления всей этой техники, среднестатистический ребенок на первых этапах развития рисовал намного лучше, чем сейчас. Следующий этап, очень интересный, – с 5-ти до 8 лет, когда дети начинают бурно фантазировать. В этом возрасте они очень хорошо повторяют то, что ты им показываешь. Они настроены на обучение, поэтому учить их в этом возрасте очень легко. Но гораздо интереснее пытаться научить их изображать то, что они видят сами, в своей голове, не показывая им, как нужно делать, а просто рассказывая и объясняя. Это очень трудный и долгий процесс – научить ребенка изображать то, что они представляют. Следующий этап – 8-12 лет – это период, когда дети уже знают, как нужно изобразить определенные фигуры, предметы. Фантазия на этом этапе пока еще играет важную роль, в рисунках присутствует непосредственность. На этом этапе часто получаются настоящие шедевры. Позже, в 13-15 лет, начинается самый сложный период. Дети начинают воспринимать себя как повзрослевших, они стараются копировать взрослых, подражать им. Здесь появляется та самая стреотипность, которая характерна для взрослых. Теперь дети стараются нарисовать не то, что они представляют и чувствуют, а так, как если бы это делал взрослый. В результате получаются «зализанные», скучные и никому не интересные рисунки, лишенные детской непосредственности и выразительности. В это время чаще всего происходит охлаждение детей к рисованию. А далее – 15-17 лет – следующий этап, связанный с появлением интереса к изобразительному творчеству вновь. Но его чаще всего переживают лишь те дети, которые обладают одаренностью в художественном отношении. Мы видим уже сложившегося человека со своим собственным пониманием мира, с осознанием, кто он такой и зачем занимается искусством.

Здесь нужно хорошо понимать, что не каждый ребенок, занимающийся творчеством, обязательно станет художником. Но развивать художественное восприятие – видение цвета, формы и линии – можно и нужно. Потому что во многих профессиях, например, в инженером деле, архитектуре и т.д., это очень нужные навыки. И вообще, какая бы профессия ни была, людям нужны эти знания и навыки, чтобы понимать, что такое гармония и красота. Именно это и может дать художественное творчество.

Поделитесь какими-нибудь интересными историями из Вашей личной практики?

Таких историй можно рассказать очень много, но расскажу одну, очень показательную. Был у нас один мальчик, ему было годика четыре, когда он начал ходить в нашу студию. Его привела мама, которая очень хотела, чтобы ее сын рисовал, при этом сам мальчик совершенно спокойно относился к изобразительному творчеству. Он не хотел брать в руки ни карандаши, ни краски. Поэтому какое-то время он просто смотрел, чем занимаются другие. Когда мы перешли к гуашевым краскам, а до этого мы работали с карандашом, его увлекло, как вода в стаканчике меняет свой цвет. Он набрал одну краску, помешал кисточку в воде, и увидел, что вода стала синей. Потом набрал на кисточку желтую краску, помешал ее, и, наверное, вода должна была бы стать желтой, но она стала зеленой. И для него это была настоящей фантастикой, волшебством. Целое занятие он так и размешивал краски в стаканчике. Я не люблю давить на детей, и считаю, что педагог должен уметь заинтересовать, настроить так, чтобы к ним само пришло желание рисовать, поэтому в тот момент я его не трогала. На следующее занятие мальчик уже сам набрал воды в стакан и пришел ко мне размешивать, а я ему говорю, давай-ка на бумаге попробуем. Он и попробовал, а потом этот мальчик стал великолепным колористом. Какие шедевры с точки зрения колористики он выдавал, просто потрясающе. Сейчас этот мальчик учится в художественном училище.

Хочу еще добавить, что когда занимаешься с детьми, надо заниматься и с родителями. Далеко не у всех родителей есть правильное представление о том, как нужно общаться с ребенком, который занимается творчеством. Ведь для детей рисование – это всегда какое-то открытие, благодаря рисунку он открывает что-то новое, что-то важное для себя. Но многие родители этого не понимают. В моей практике был такой случай. С одной девочкой мы нарисовали цветущие маки на зеленом фоне. Это была довольно простая акварельная техника. Девочке очень понравилось работать в этой технике, и у нее получился просто замечательный, очень живой рисунок. Но когда пришла ее бабушка, она посмотрела на рисунок и сказала: «Что это за мазня?» И надо было видеть лицо этой девочки, которая с таким воодушевлением принесла своей бабушке созданный ею шедевр, который был для юной художницы неожиданным открытием, а тут такая реакция бабушки. Понятно, что бабушка воспринимала рисунок с позиции взрослых стереотипов – «похоже-не похоже». Но для девочки такая оценка взрослого близкого человека стала настоящей трагедией. После такого дети и перестают рисовать. А ведь ребенок старался, жил этим рисунком, отдал ему часть себя.

Расскажете про влияние детского искусства на взрослых? Как оно воспринимается ими?

Отвечу так. Мне кажется, что, если бы художник Анри Матисс в свое время не открыл для себя детский рисунок, у нас не было бы целого направления в изобразительном искусстве. Именно тогда, в конце XIX – начале XX века, художники обратили внимание на то, что дети – это особенный мир, и что их творчество, на самом деле содержит куда больше эмоций и чувств, чем те «зализанные», абсолютно выверенные и правильные картины, которые пишут многие профессиональные художники. Тогда, в начале XX века, все как раз и стали говорить, что изобразительное искусство – это не холодное копирование натуры, что это еще и передача эмоций, непосредственного восприятия, передача того, что художник ощущает внутри. А у детей это выходит куда легче и непринужденнее, чем у взрослых. Анри Матисс, Поль Гоген, Пауль Клее, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Василий Кандинский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов и многие другие художники не только восхищались детскими рисунками, но и избрали своим творческим методом детское отношение к рисованию – выразительное в своей простоте и искреннее по наитию.

Как Вы считаете, насколько детям, занимающимся творчеством, необходимо участие в различных конкурсах, выставках, пленэрах – тех видах деятельности, которыми занимается Фонд развития детского и юношеского творчества?

Что касается выставок, то любая выставка дает возможность ребенку осознать свое «я», ощутить свою значимость, понять, насколько он талантлив. Есть большая разница, когда красивая и интересная работа лежит на полочке или в альбоме, и когда она, оформленная в рамочку, висит на стене в каком-нибудь общественном пространстве. Представление детских работ на выставках помогает ребенку развиваться и работать дальше. Ведь когда идет выставка, дети могут смотреть и сравнивать свои произведения с произведениями других, находящихся рядом на выставке. У ребенка появляется хороший стимул, чтобы работать лучше. Что касается конкурсов, то они, наверное, хороши в первую очередь для тех, кто нацелен на дальнейшее получение художественного образования. Конкурс дает возможность пройти тот сложный путь, который связан с большой подготовкой и организацией. Здесь, правда, надо учитывать, что проходя любой конкурс, ребенок должен не просто получать оценку или место, но также и делать определенные выводы, с ним необходимо проводить анализ проделанной работы. Насчет пленэров, выездов на природу с другими детьми, с профессиональными художниками – это всегда здорово и очень интересно. Они дают возможность обменяться опытом, оказаться в среде творческого общения и получить толчок к дальнейшему развитию. У детей появляется отличная возможность увидеть, как работают другие. Дети в таких поездках учатся и учат других. А такая активность всегда очень полезна и необходима.

Я очень рада, что организаторы Фонда развития детского и юношеского творчества нашли в себе силы создать такую организацию именно в Саратове. Причем, на мой взгляд, это очень закономерно и естественно, потому что, если вспомнить историю, то ведь именно в Саратове появился первый общедоступный музей в России – Радищевский музей, после открытия которого возникло целое направление в изобразительном искусстве – саратовская школа живописи, куда входили такие известные на весь мир мастера, как Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Савинов и другие. Поэтому появление Фонда развития детского и юношеского творчества на Саратовской земле совсем не случайно, они достойно продолжают наши художественные традиции.

Принять участие в просветительском проекте "Сказки о художниках"

ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ВЫСТАВКЕ

Кристина Никитина, 

куратор выставочной деятельности 

Фонда развития детского и юношеского творчества