Новости

Президент Фонда развития детского и юношеского творчества Елена Чечеткина приняла участие в работе Международного культурного форума в Санкт-Петербурге
05.12.2016Президент Фонда развития детского и юношеского творчества Елена Чечеткина приняла участие в работе Международного культурного форума в Санкт-Петербурге.
Важным событием стало участие Фонда развития детского и юношеского творчества в работе Научно-практической конференции «Детская школа искусств – 2016: образование, управление, развитие», которая состоялась 1 декабря 2016 г. в Академии танца Бориса Эйфмана. Цель конференции: организация открытой профессиональной площадки для обсуждения актуальных проблем развития системы детских школ искусств и распространения эффективных моделей педагогических и управленческих практик в области дополнительного образования детей в сфере культуры. В рамках конференции планируется проведение круглых столов и блиц-семинаров по направлениям работы конференции. В конференции приняли участие: А. Никитина, Директор Детской школы искусств имени М.И. Глинки, И. Домогацкая, Генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства лауреат Президентской программы «Дети России», лауреат Президентской программы «Дети России», И. Ловцова, Научный сотрудник, начальник отдела научно-методического обеспечения Института развития образования в сфере культуры и искусства, С. Пелевина, Научный сотрудник, начальник отдела инновационных проектов Института развития образования в сфере культуры и искусства, Е. Михайлова, Директор, заслуженный работник культуры РФ Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга.
На Культурном форуме также обсудили, зачем СМИ нужны художникам и чиновникам.
Посредничество прессы между властью и культурой, а также отражение связанных с искусством проектов в прессе обсудили на дискуссии в рамках секции «Массовые коммуникации» на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме 1 декабря.
По мнению модератора дискуссии «Роль прессы как моста между властью и культурой» Михаила Швыдкого, взаимоотношения между прессой и культурой определяются их разным предназначением.
«У прессы совершенно разные цели по отношению к культуре. И, естественно, пресса может быть мостом между культурой и властью, может быть барьером, а может вообще ничем не быть. Часто у прессы и у культуры расходятся цели. Это связано с общественным запросом: пресса пишет о том, что интересно обществу, и зачастую о том, что интересно домохозяйкам. Позиция же культуры в том, чтобы, с одной стороны, найти более-менее гармоничный путь развития, а с другой стороны — не дать пробудиться зверю в человеке. Культура сохраняет сообщество от чудовищного взрыва, от социальных потрясений», — считает Швыдкой.
По мнению театрального критика Ольги Егошиной, главная причина конфликтов между культурой и обществом — сужение информационного пространства.
«Сейчас сокращается пространство высказывания: закрываются многие газеты, не звучат мнения профессиональных искусствоведов и арт-критиков. Большинство людей сейчас уходят в социальные сети именно потому, что у них нет профессиональной площадки для высказывания. Я думаю, что большинство конфликтов, которые сейчас происходят из-за недопонимания между искусством и обществом, происходят потому, что потеряна эта роль модератора, который выступал бы связующим мостом между авангардом и традиционными ценностями», — сказала Егошина.
Решение этой проблемы предложила Зельфира Трегулова, генеральный директор государственной Третьяковской галереи, которая уверена, что заинтересовать прессу и общество культурными событиями должны сами режиссеры и художники.
«Безумно важно, чтобы театральные постановщики, кинорежиссеры закладывали в свои произведения послание, которое заставит людей прийти на выставку, подумать, подняться над самим собой. Задача журналистов, в свою очередь, — найти правильный язык и формат подачи, сделать проект понятным, доступным, донести послание ярким, образным, лаконичным языком», — считает Трегулова.
В завершение дискуссии Михаил Гусман, первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС, подчеркнул, что и власть, и культура, и пресса служат обществу, а это значит, что именно люди — для которых служит власть, работает пресса и создается культура — должны быть главными в этом треугольнике.
Участие в межсекционном мероприятии - круглом столе «Взаимодействие различных культурных институтов как возможность для создания единого культурного пространства» стало для фонда площадкой для новых контактов и предварительных соглашений о участии в Европейской ассоциации фестивалей с проектом "Международный детско-юношеский пленэр им. П. А. Маскаева на родине К. Петрова - Водкина в Хвалынске"
Европейские эксперты поделились на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме принципами поддержки культурных проектов и работы с артистами, а также способами привлечения публики к изучению искусства и исторического наследия. Встреча прошла 2 декабря в рамках круглого стола «Взаимодействие различных культурных институтов как возможность для создания единого культурного пространства».
«Мы верим, что культурное наследие должно быть частью повседневной жизни, чтобы люди были включены в принятие решений. Для нас культура не столько набор ценностей, сколько пространство для свободного творчества — это то, что мы делаем внутри Евросоюза и то, что мы пытаемся сделать в отношениях с другими странами», — отметил в начале дискуссии глава департамента культурных проектов и инноваций, образования и культуры Европейской комиссии Вальтер Зампиери.
Он рассказал о системе поощрения артистов и художников в Евросоюзе: особенно выделяют тех, кто смог создать продукт, вышедший благодаря своей популярности за пределы одной страны ЕС. Поддерживаются социальные сети, платформы и площадки, объединяющий людей вместе. Кроме того, в Европе создан специальный гарантийный фонд для выделения средств начинающим артистам, которых не хотят кредитовать банки. Зампиери отметил, что к 2020 году в ЕС будет насчитываться около 3 тысяч профессионалов в сфере культуры, работающих в рамках единой ассоциации. При этом около 50% бюджета европейских культурных проектов выделяется кинематографу, а остальное идет на другие сферы искусства и культуры.
Министр культуры Ломбардии Кристина Каппеллини рассказала о новом регулирующим культуру законе, принятом в подведомственном ей крупнейшем и богатейшем регионе Италии. «Он рассчитан на сохранение местных идентичностей, на интеграцию внутрирегионального и межрегионального подхода. Поощряется распространение новых форм молодежной культуры, под культурные события выделяются новые места, ранее не связанные с искусством», — рассказала министр.
Новый подход предполагает поощрение выступлений региональных театров в разных городах страны. Было реализовано 37 проектов, направленных на популяризацию и пропаганду культуры региона, а также привлечение к историческому наследию плохо охваченной аудитории — детей, пожилых людей, инвалидов.
«Культура и туризм всегда идут рука об руку», — отметила Каппеллини. Она поделилась успехами всемирной выставки Экспо-2015, когда приезжим выдавался единый абонемент на музеи Ломбардии, который позднее распространился на прилегающие регионы.
На круглом столе также выступила генеральный секретарь Европейской ассоциации фестивалей Катрин Девентер.
«Сегодня я скорее приехала учиться у вас — у организаторов фестивалей, у артистов и у властей, — узнать о вызовах для проведения фестивалей в конкретных регионах России. Есть база для развития — и для российских, и для европейских фестивалей, для кооперации друг с другом», — считает она.
Девентер отметила, что стала первой женщиной и самым молодым человеком, возглавившим Ассоциацию за 50 лет, поэтому для нее культурные проекты связаны с выходом из зоны комфорта и расширением границ.
«Операторы культуры всегда выходят за границы — между городами, регионами, странами, всеми границами, которые люди строят друг для друга. Мы должны позволять обмен любыми точками зрения и взглядами. Новейшая фестивальная история Европы берет начало с послевоенного времени, когда многие страны были разрушены. Сегодня Европа — это континент, собрание стран, а главное — мирный проект.
Участники Культурного форума отдохнули во Франции. 1 декабря в Парке культуры и чтения на Невском проспекте прошло неформальное вечернее мероприятие для гостей V Санкт-Петербургского международного культурного форума. В завершение Года российского кино и в преддверии Года культурного туризма между Россией и Францией, петербургская книжная сеть «Буквоед» в партнерстве с киностудией «Ленфильм» провели мероприятие «Ночь. Форум. Культурный прием — 2016».
«Я второй раз на Форуме и думаю, что когда каждый год Россия проводит такие Форумы, как культурный и экономический, это говорит о том, что появляется стратегия развития. Мы наконец-то стали выстраивать систему и определять ориентиры на десятки лет вперед», — сказал Эжер Малчинов, министр культуры Республики Алтай.
В мероприятии были задействованы все три этажа Парка культуры и чтения, на время вечера там расположились галерея, кинотеатр и концертный зал. Гости отдыхали и делились эмоциями после насыщенного дня. «Самое мое большое впечатление сегодня –– это мультимедийный центр Русского музея. Для детей это, наверное, просто сказка, я очень жалею, что мой ребенок в другом городе», –– прокомментировала Алла Лигостаева, заместитель министра культуры Оренбургской области.
До полуночи гостей ждала насыщенная программа: музыкальный концерт, парфюмерная дегустация, интерактивная игра «Снимаем кино! Кастинг! Кинопробы!», в которой участники перевоплощались в образы знаменитых героев «Ленфильма» и пробовали себя в роли актеров.
Звуки французской музыки, ароматы духов, приветливые мимы — всё это отсылало гостей к Монмартру и Елисейским Полям. Гости услышали настоящих французских шансонье и оперных див, попробовали себя в роли живописцев и нарисовали Эйфелеву башню. В финале вечера состоялся специальный показ фильма «Окно в Париж».
На заседании 3 декабря, посвященном итогам V Санкт-Петербургского международного культурного форума, руководители секций поделились соображениями о достигнутых успехах и будущем культурных проектов.
Генеральный директор Государственного Эрмитажа и руководитель секции «Музеи и выставочные проекты» Михаил Пиотровский начал с того, что охарактеризовал Культурный форум в этом году как «безупречный, безо всяких накладок».
«Мы много говорили о том, как строить баланс между интересами общества, культуры и государства, которые не всегда совпадают. Об изменении международного права ради прав культуры, согласно идее Дмитрия Лихачева, которая все в большей степени становится основой для культурной идеологии», — подвел итоги ключевых дискуссий Форума Михаил Пиотровский.
Глава секции «Кино» Федор Бондарчук отметил как положительную отдачу прошедшего киногода, так и вызовы, с которыми сталкивается отрасль:
«Мы были рады гостям из ФИПРЕССИ, у нас был глава этой организации Клаус Эдер. Во время Форума прошли бурные дискуссии, посвященные квотам на кино, проблемам проката и открытия новых залов. Представили фантастический проект “Чапаев” — это платформа, где будет собрана вся информация, начиная с возникновения русского кино. На презентации часть, посвященная работе кинематографистов во время блокады, прошла под несмолкаемые аплодисменты. Обсудили судьбу петербургской “Синематеки” — надеюсь, к следующему году ее работа пройдет в новом, дорогом для петербуржцев и кинодеятелей месте».
Глава секции «Изобразительное искусство» Семен Михайловский подчеркнул, что наука должна быть неотъемлемым элементом Культурного форума, и что движение вперед невозможно без изучения культурного наследия. «Пусть сначала нас слушают 50-100 человек, аудитория будет расширяться», — считает Михайловский. Он также заметил, что еще накануне Форума, на Симпозиуме в ЦВЗ «Манеж», «мы разогрели всех своими речами в защиту современного искусства: позвольте художникам творить, как они хотят».
Руководитель секции «Сохранение культурного наследия» Олег Рыжков высоко оценил работу приглашенной соруководительницы, княгини Мари-Соль де ла Тур д’Овернь. Он анонсировал совместное с Францией обсуждение «Лошадь — наследие», которое посвящено исторической ценности верховой езды и пройдет на следующем Форуме. Кроме того, в течение года будет много изучаться подводная археология и наследие промышленной архитектуры.
«Суть Форума не в каких-то договорах, реализованных проектах — этого не решить за три дня. Главное, что здесь могут услышать наше сообщество, могут действительно популяризировать внимание к культурному наследию», — сказал Рыжков.
«Архитектурное наследие — это мощная культурная связь. Я высказала желание, чтобы вы в России больше поддерживали частные инициативы по сохранению исторического наследия. Любовь к такому наследию, какую бы она форму ни принимала, объединяет людей и облегчает работу. Вот мое послание: любовь — ключ ко всему», — добавила княгиня де ла Тур д’Овернь.
Возглавляющая работу секции «Литература и чтение» Людмила Вербицкая вновь выступила на тему пропаганды книжной культуры.
«Проблема обучения детей — всеобщая и национальная проблема. Конечно, это касается школьного и дошкольного образования, но оно начинается с трех лет, а до этого ребенок остается предоставленным самому себе. Нужно распространять любовь к чтению, чтобы наши люди помнили: лучше наших классиков нет ничего в мире, — и прививали бы эту любовь своим потомкам», — сказала она.
Остальные участники заседания вновь прокомментировали десятки важных соглашений, подписанных договоров, прочитанных лекций, проведенных мероприятий и налаженного общения между ведущими деятелями культуры из разных стран мира — и поделились планами на следующий Культурный форум, где проекты и начинания этого года получат новое развитие и воплощение.
по материалам Международного культурного форума
Анна Швидкий,
Руководитель пресс-службы Фонда развития детского и юношеского творчества