Новости
«Пейзажи настроения» Исаака Левитана
27.05.2017«Пейзажи настроения» Исаака Левитана
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) – русский художник-пейзажист, мастер «пейзажа настроения».
Исаак Левитан родился в образованной еврейской семье в местечке Кибарты на территории Литвы. В начале 1870-х семья переехала в Москву, и будущий художник Левитан поступил на обучение в Московское училище живописи, ваяния и зодчество, где его учителями стали известные мастера Василий Перов, Василий Поленов и Алексей Саврасов.
Исаак Левитан вошел в историю искусства как непревзойденный мастер «пейзажа настроения», в который он вкладывал все свои чувства, которые метались в его голове и переполняли его душу. Известны такие его слова: «Если деревья, горы, вода и дома, собранные воедино художником и составляющие пейзаж, могут быть прекрасны, то это не потому, что они прекрасны сами по себе, но благодаря тому, что в них вложены мои идеи и чувства».
Пейзажи Левитана, наверное, узнает каждый, кто хоть раз видел его работы. Они имеют особый настроенческий строй – как правило, спокойный и поэтический, немного таинственный и при этом простой, часто печальный и тоскливый, но всегда светлый и щемящий сердца, и временами трагический. Те современники, которые не принимали творчество Левитана и свойственное тому восприятие мира, называли его декадентом, пишущим унылую «мазню» в угоду моде своего времени.
Левитану был дан уникальный дар духовного восприятия мира. Особенно это прослеживается в одной из его самых известных работ – «Над вечным покоем» (1894, ГТГ). Под высоким, могучим небом с большими грозовыми облаками пролегает река, пейзаж пустынный, холодный, бескрайний, будто брошенный. На косогоре стоит деревянная церковка с маковкой на навершии, рядом пустует погост. От нижнего края картины почти незаметной полоской вьется тропа – к дверям церкви, где горит тусклый теплый свет лампы в окне. Смысл картина такой простой, но очень значительный. Близкий друг художника Антон Чехов писал: «Когда на какое-то определенное действие человек затрачивает наименьшее количество движения, то это грация. В своих последних пейзажах Левитан достиг изумительной простоты, и я не знаю, дойдет ли до такой кто-либо после».
Пейзажи Левитана всегда больше буквальных образов природы – это картины души человеческой, размышления о вещах таинственных и неизреченных.
Кристина Никитина
Куратор выставочной деятельности
Фонда развития детского и юношеского творчества