Новости

Василий Суриков. Мастер исторической картины

Василий Суриков. Мастер исторической картины

01.12.2017

Василий Иванович Суриков (1848-1916) – русский живописец, мастер исторической картины, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Будущий великий художник Василий Суриков происходил из казачьего сословия, родился в далеком от столицы Красноярске, на сибирской реке Енисей. Про данный самой природой волевой характер Сурикова московский коллекционер Павел Третьяков говаривал: «Краснояры – сердцем яры!»

В историю русского и мирового искусства Василий Суриков вошел, в первую очередь, как мастер исторических картин. Сам он про это так говорил: «Ничего нет интереснее истории. Только читая про время историческое, понимаешь настоящее». На его масштабных картинах изображены сюжеты прошлого русской истории, образы старины. Самые известные из работ Сурикова, выполненных в этом жанре, – «Утро стрелецкой казни» (1881, ГТГ), «Меньшиков в Березове» (1883, ГТГ), «Боярыня Морозова» (1884-1887, ГТГ).

Картины Сурикова имеют эпический размах, они многолюдны и многоплановы. При этом каждого персонажа художник наделяет индивидуальными характерами, свойственными ему определенными чертами, настроением и чувствами. Картины Сурикова – это перенесенные на холсты большие исторические драмы. Современники говорили про них, что они исполнены «шекспировских страстей». И действительно, работы Василия Сурикова заставляют зрителей искренне сострадать, вместе с героями переживать их трагическую судьбу, так сильно и убедительно художник мог показать переживания людей. Кроме того, друзья художника говорили, что стоя у его полотен, вникая в сюжеты картин, зритель будто слышит, как с них доносятся говор и выкрики толпы, вздохи и смешки – настолько реалистично написано разворачивающееся действие.

Интересен ход творческой работы Сурикова, то, как он выбирал темы своих полотен, как находил персонажей. В письмах друзьям и родственниках он писал, что картины «привиделись ему»: «…со мною стали твориться странные вещи. То вдруг покажется, что это не кусты растут у стены, а стоят какие-то люди в старинном русском одеянии, или почудится, что вот-вот из-за башни выйдут женщины в парчовых душегрейках и с киками на головах. Да так ясно все, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут? И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина…»

Своих персонажей Суриков находил прямо на московских улицах. Он делал с них зарисовки, наброски типажей и сценок, и в дальнейшем переносил их на масштабные полотна, где каждый персонаж изображен в реальный рост, если не больше. Так, юродивый с картины «Боярыня Морозова» срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу, а образ опальной боярыни, увозимой на санях на допрос, срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища Москвы.

Коллекционер Павел Третьяков, который очень ценил великий дар художника, говорил, что Василий Суриков нашел «тропу между нынешним днем и трагически-великим прошлым».

Предлагаем посмотреть художественный историко-биографический фильм «Василий Суриков» (1959) режиссера Анатолия Рыбакова.

Кристина Никитина 

Куратор выставочной деятельности

Фонда развития детского и юношеского творчества