Новости

Пространство Кузьмы Петрова-Водкина

Пространство Кузьмы Петрова-Водкина

02.07.2017

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 – 1939) – русский и советский художник, теоретик искусства, педагог.

Кузьма Петров-Водкин родился в городе Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника. У себя на родине в детстве он познакомился с местными иконописцами, у которых увидел, как создаются русские иконы. Тогда он впервые взял в руки масляные краски и еще неумелой рукой написал первые пейзажи и иконы. Но по-настоящему вступить на выбранный путь будущему великому живописцу помог удачный случай. Из Санкт-Петербурга в Хвалынск по рабочему заказу приезжает известный архитектор Р.Ф. Мельцер, который, усмотрев дарование юного Петрова-Водкина, забирает его с собой в столицу, где устраивает на обучение в Центральное училище технического рисования Штиглица. Теперь, после переезда в Санкт-Петербург, жизнь Петрова-Водкина твердо идет по выбранной разнообразной и плодовитой художнической колее. Далее было обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у мастера Валентина Серова, и потом – восьмилетняя поездка за рубеж, в Париж, где талант Петрова-Водкина раскрылся в полную силу.

Кузьма Петров-Водкин - Автопортрет (1926-27).jpg

Творчество Кузьмы Петрова-Водкина на первых этапах развития близко к символизму и модерну, которые оказали на него сильное влияние в период его пребывания заграницей. Помимо этих течений Петров-Водкин всю жизнь питал интерес к искусству итальянского Возрождения, которое дало ему знание человеческого тела, и русской иконописи, которая продиктовала многие используемые им живописные принципы.

Этапной работой, принесшей Петрову-Водкину мировую известность, стала картина «Купание красного коня» (1912, ГТГ). Работа была написана в лето, когда художник гостил на родине в Хвалынске. На полотне изображен обнаженный юный всадник, на неестественно красного цвета коне входящий в пучину сине-зеленого озера. Считается, что эта картина является пророческой, символически предсказывающей «красную» судьбу России XX века.

Кузьма Петров-Водкин - Купание красного коня (1912, ГТГ).jpg

В картине «Девушки на Волге» (1915, ГТГ) впервые наиболее полно проявились поиски русского национального духа, стремление полнее сблизиться с Родиной и узнать для себя исконную Россию. Сам Петров-Водкин писал о значении этой работы так: «Мы хотели жить интересами больших периферийных масс, интересами огромного человеческого коллектива... В «Девушках на Волге» я перехожу к быту и к типажу, который, как мне кажется, удался и который идет уже не от моей выдумки, а от природы, от девушек, которых я видел на Волге».

В грандиозном полотне «Полдень. Лето» (1917, ГРМ) будто бы с верхушки яблони открывается широкий вид на крестьянскую Русь с ее вечными трудовыми буднями. На бюрюзовом пейзажном фоне развертывается история привычных крестьянских дел, совершаемых от рождения до самой смерти человека. «Полдень. Лето» включает основные темы творчества Петрова-Водкина – любовь, материнство, смерть, быт и бытие человека. В своих мемуарах Петров-Водкин оставил такую подходящую этой картине фразу: «Дело не в том, чтобы пропищать свою песню, а в том, чтобы песнь была услышана коллективом земли».

Кузьма Петров-Водкин - Полдень. Лето (1917, ГРМ).jpg

В сложные для свободной художественной деятельности годы советской власти Петров-Водкин создает работы, вошедшие в «бессмертную» коллекцию русского искусства. В 1920 году он пишет одну из своих самых значительных картин – «1918 год в Петрограде» (1920, ГТГ), прозванную в народе «Петроградской Мадонной». Ее можно назвать, своего рода, историческим символом, повествующим о революционных событиях и настроениях страны. На балконе дома изображена молодая женщина в белом платке, кормящая грудью младенца. Лицо ее подобно иконописному лику, простому и серьезному. Образ «Петроградской Мадонны» можно считать образом самой России, растящей малый, пока еще неокрепший русский народ. Образ этот как источник неиссякаемой жизни, полный надежд в пору тяжелых переломных событий в жизни страны.

Петров-Водкин2.jpg

Предлагаем посмотреть документальный фильм телеканала «Культура» из цикла «Острова»: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20882/episode_id/702998/video_id/702998/ Фильм основан на литературных произведениях Кузьмы Петрова-Водкина, яркими «красками» передающих воспоминания о детстве художника, его родном Хвалынске, учебе в Москве и Петербурге. 

Кристина Никитина 

Куратор выставочной деятельности

Фонда развития детского и юношеского творчества