Новости

ЛИЦО ХУДОЖНИКА СПРЯТАНО В ДЕТСТВЕ

ЛИЦО ХУДОЖНИКА СПРЯТАНО В ДЕТСТВЕ

05.09.2017

Публикуем интервью с председателем жюри Фонда развития детского и юношеского творчества Андреем Александровичем Щербаковым – заслуженным художником России, членом-корреспондентом Российской Академии художеств, членом Союза художников России. В разговоре речь пойдет о восприятии детских рисунков профессиональным художником, адекватном подходе в обучении талантливых детей, правильной оценке детских рисунков по большому «гамбургскому счету» и приоритетном направлении в развитии российского общества.

Много говорилось о том, что детское творчество оказывает сильное влияние на взрослых. Скажите, как смотрят на детские работы взрослые профессиональные художники?

От детских рисунков профессиональные художники, как правило, получают большую подпитку. На детских выставках часто можно встретить фразу, что дети совершенно по-особому интересно мыслят. Они мыслят интересно и композиционно, и в плане цвета, что для художников является немаловажным, стоящим далеко не на последнем месте, ведь эти критерии определяют лицо художника. Детское творчество обладает своими притягивающими элементами – чистой энергией, непосредственным решением, открытым взглядом на окружающий мир. Иногда они берутся за такие серьезные темы, как, например, любовь, и своим непосредственным детским представлением добиваются таких невероятных результатов, что вызывают одни положительные эмоции. Собственно, что не хватает взрослому художнику, так это как раз той детской непосредственности. В свое время Пабло Пикассо говорил, что художник сначала должен научиться хорошо рисовать, а потом – все забыть. Поэтому взрослые художники, которые уже понимают что-то в искусстве, которые много работали и много выставлялись, рассматривают детское творчество уже не с точки зрения чисто зрителя, а, скорее, с точки зрения художника-профессионала. Они смотрят, как ребенок рисует, как он справляется с поставленными задачами. Вообще, я считаю, что в обществе необходимо установить серьезное отношение к детскому творчеству, ведь когда ребенок чувствует серьезное отношение к своим работам, он относится к ним уже не как к каким-то почеркушкам, а как к серьезным произведениям, которые можно где-то повесить, чтобы их увидели, и, может, даже купили.

Как Вы считаете, что особенно важно на самых первых этапах обучения детей, чтобы они продолжили работать в дальнейшем?

Самое главное – это привить им любовь к рисованию, чтобы у них был интерес, желание рисовать. Многие родители в момент обучения ребенка говорят им: «Что у тебя за ерунда получается? Я ничего не понимаю». С этим приходится бороться. С такими родителями нужно беседовать, объяснять им, что им не стоит вмешиваться в этот процесс. Правда, дети, у которых уже сложилось свое яркое творческое лицо, начинают говорить своим родителям так: «Вы ничего не понимаете, у нас тут свои творческие дела, не мешайте нам». То есть самое главное на первых этапах обучения – это не отпугнуть ребенка, не отбить у него желание заниматься творчеством и ни в коем случае не говорить, что он не талантливый, что у него никогда ничего не выйдет.

интервью Щербаков 4.jpg

Когда, в какой момент ребенок, занимающийся творчеством, понимает, что он хочет стать настоящим художником? Когда он начинает целенаправленно заниматься искусством?

Думаю, это желание продолжать путь в профессии художника появляется тогда, когда ребенок начинает получать от творчества удовольствие. Не просто, когда у него что-то получается в этом направлении, а когда он получают от работы настоящее удовольствие. Такому ребенку уже не нужно говорить подбадривающих слов, чтобы он начинал работу, потому что он уже сам с радостью приступает к ней. Именно после этого скачка у ребенка начинает складываться свой собственный почерк, он проявляет себя уже как настоящий маленький художник. Потом у него, конечно, произойдет процесс взросления, переломный период где-то в 14-15 лет, когда происходит «ломка» представлений, когда уходит детская непосредственность. Вот здесь уже ребенок переходит на следующую ступень, когда ему нужно показывать профессиональные ремесленные вещи, навыки, без которых ему невозможно развиваться в дальнейшем.

Расскажите про полезность для ребенка таких сторон деятельности Фонда развития детского и юношеского творчества, как конкурсы, выставки и выездные пленэры?

Вообще, все эти стороны входят в нормальную жизнь профессионального художника. Конкурсы дают уверенность в себе – раз ты побеждаешь, значит, ты уже такой солидный художник. Благодаря конкурсам ребенок начинает получать удовлетворение от своей профессии, что в современное время немаловажный процесс, потому что часто говорят, что, если ты станешь художником, ты будешь обязательно бедным. Но это совсем не так, ведь если правильно организовать свою работу, можно быть вполне себе успешным художником. То есть конкурсы вызывают в ребенке чувство устроенности в своей профессии, а также ощущение уважения со стороны, когда его труд ценится и уважается. Собственно, выставки проводятся для того же. Когда люди приходят, смотрят на работы и высказывают свое мнение, ребенок получает какие-то отклики, идет подтверждение того, что он на верном пути.

А что такое пленэр? Это когда художники выезжают на природу и на какое-то время становятся частью ее, а впечатления, полученные от созерцания природы, фиксируются известными способами. Учебные пленэры устраиваются, в первую очередь, с той целью, чтобы дети научились организованно собираться. На пленэрах они рисуют не в классах, где можно уделить этому много времени, здесь у них сжатые временные рамки, и вокруг происходят всякие отвлекающие моменты. На пленэрах дети понимают, что есть та сторона жизни художника, как работа с натурой, впечатления от которой нужно быстро зафиксировать. Можно сказать, что это работа проводится в экстремальных условиях. Например, один раз у нас был случай, когда мы выезжали на пленэр, и посыпал сильный снег. Тогда мы учили детей, как нужно работать, чтобы руки не замерзли, при этом еще успевая схватывать сюжет. Еще пленэры нужны детям для того, чтобы показывать им, как работают взрослые художники, которые стоят рядом и так же рисуют. Здесь идет живой контакт и обсуждение работ, что, наверное, и является самым главным.

интервью Щербаков 3.jpg

Расскажете, как Вы оцениваете детские работы на конкурсе? Как происходит процесс отбора победителей, какие существуют принципы отбора?

Мы оцениваем детей, как взрослых художников. То есть мы смотрим и на оригинальность работы, и на композицию, и на чувство цвета, и на содержание. Членами нашего жюри являются довольно солидные художники, поэтому они всегда оценивают работы на серьезном уровне. Мы стараемся замечать какие-то нюансы и особенности. Бывает, работа внешне вроде бы неэффектная, но на деле в ней оказывается какое-то интересное наполнение. Вообще, работы оцениваются абсолютно по-разному, по разным принципам, но всегда с профессиональной точки зрения. Мы оцениваем их по большому «гамбургскому счету», и даем понять это всем участникам. Ведь если мы будем оценивать работы по-другому, тут начнутся всякие вопросы – почему, по какому принципу вы это делаете. А тут, когда работа победителя выставляется, всем становится ясно, почему это лучшая работа.

Что должен понимать ребенок во время процесса творчества, чтобы в итоге плоды его деятельности были произведениями искусства, хорошими работами, а не какими-то почеркушками?

Я считаю, что на этом этапе большая роль в развитии ребенка отводится, в первую очередь, преподавателю. Ему необходимо так выстроить процесс работы с ребенком, чтобы постепенно, не спеша, подводить его к этой мысли. Вообще, когда преподаватель работает, он должен практически полностью представлять результат их совместного труда, то есть, зная, как ребенок работает, понимая все его возможности, он направляет его в нужную сторону: здесь сделай поточнее, а вот здесь не нужна эта деталь, здесь добавь краску. И в итоге ребенок приходит к этому пониманию уже сам, после завершения работы, но в процессе работы он еще не в состоянии этого осознать.

Надо сказать, что дети очень обучаемы, они хорошо запоминают, что ты им говоришь. Есть такое ошибочное представление, что ребенка не надо учить, как, например, нужно смешивать краски, пусть он пишет открытыми красками, как говорят некоторые. И что с ним тогда будет? Он просто будет неправильно работать потом. А когда он уже с 4-5-летнего возраста начинает работать правильно, в дальнейшем он выйдет уже на тот уровень, когда ему ничего не будет стоить смешать краски, и работа преподавателя будет сводиться лишь к тому, что он будет говорить ребенку: здесь возьми потемнее, туда добавь белил, – то есть разговор будет идти уже на профессиональном уровне. Поэтому ребенку нужно объяснять все принципы работы «от» и «до», и со временем он уже сам начнет анализировать и понимать и свои работы, и работы больших художников. 

Известно, что творческий процесс в детском возрасте происходит по одному принципу, в процессе взросления – по другому, а при получении высшего образования – по третьему, совершенно другому принципу. Ребенок постепенно учится, набирается знаний, а потом, после всех этих этапов, он идет в обратку. Теперь ему нужно уже получить свое собственное лицо. А где оно, это лицо? А оно там – в детстве. Он возвращается в этот период, но уже как профессиональный художник, со всеми полученными знаниями и умениями он идет в глубину, возвращается к своим собственным истокам. Я много раз говорил, что самое современное искусство получается тогда, когда художник раскрывает тот пласт, который давно был забыт им. А когда он его вытаскивает, оказывается, что он уже видел его где-то, в своем далеком детстве.

интервью Щербаков 2.jpg

Очень простой, но глобальный вопрос – зачем дети вообще рисуют?

Считается, что ребенок начинает рисовать прежде, чем начинает говорить, считать и так далее. Во-первых, в процессе рисования у ребенка идет сильное развитие мелкой моторики, у него повышаются многие физические показатели, и в первую очередь интеллектуальные. То есть рисование – это просто полезная вещь. А во-вторых, мы еще имеем результат деятельности в виде картинок, которыми можно украсить свой дом. Поэтому, родители, не надо бить своего ребенка сковородкой по голове за то, что он рисует, ведь из этого выходит очень много полезного. Ребенок занят действительно стоящим делом, а не в компьютере всеми днями сидит. Детям нужно заниматься рисованием, пускай они даже не станут потом художниками. Ведь в дальнейшем, по жизни, им это точно пригодится, они будут иметь заряд «прекрасного», которое заставит их ходить в художественный музей, глубже интересоваться культурой и разбираться в сложных вопросах.

Кстати, сейчас это довольно актуальный вопрос, даже со стороны властей звучат такие слова, что культура – это приоритетное направление в развитии государства, что следует понимать – не только экономикой нужно заниматься, нужно также повышать общий уровень культуры. Ведь зачем нам некультурные бизнесмены и политики? Чем больше мы будем развивать наших детей, чем больше будем прививать им чувство прекрасного, тем мир в дальнейшем будет добрее, прогрессивнее, он будет развиваться в более правильном направлении. Собственно, для этого и создавался Фонд развития детского и юношеского творчества – чтобы через детское творчество привлекать внимание к общим проблемам культуры.

Принять участие в просветительском проекте "Сказки о художниках"

ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ВЫСТАВКЕ


Кристина Никитина, 

куратор выставочной деятельности 

Фонда развития детского и юношеского творчества