Новости
Екатерина Кудрявцева: "Мир спасет готовность увидеть и понять красоту".
08.02.2015На вопросы оргкомитета Международной выставки-конкурса художественных произведений детей и юношества "Белая ворона" ответила Кудрявцева Екатерина Львовна, член жюри конкурса, кандидат педагогических наук, руководитель портала bilingual-online.net и международного проекта BILIUM Института иностранных языков и медиа-технологий Университета Грайфсвальда (ФРГ), член правления Международного методсовета по вопросам многоязычия и межкультурной коммуникации ОЦ ИкАРуС (ФРГ) и ЕВРОЛОГ (Великобритания), учредившего Специальную номинацию Международного методсовета по многоязычию и межкультурной коммуникации для выставки 2014 - "Великие русские иностранцы" - о людях и предметах быта, прославивших Россию в мире и связавших мир с Россией и для выставки 2015 - "Русская литература в рассеянии: от Набокова до Солженицына. 1918 - 1980 годы"
- Наверное, я один из немногих участников этого проекта, лишь немного соприкоснувшийся с живописью (графикой) в собственном творчестве и с преклонением и радостью каждый раз открывающий новые глубины в творчестве окружающих меня людей, в полотнах мастеров. Как педагогу, живопись дает мне чувство непреходящести прекрасного, многоликости и стихийной природы нашей повседневной жизни. Как ученому - понимание невозможности достичь идеала при необходимости стремиться к нему.
- Какие учителя, события, страны, встречи оставили след в вашей творческой биографии?
Все Учителя, все страны и каждая встреча. Выделить конкретные сложно и, наверное, не очень справедливо по отношению к остальным. Но все же попробую: встреча в Швеции на одном из моих семинаров с сыном русскоязычной мамы-педагога и англоязычного отца, мальчиком необыкновенно богатым как музыкальной, так и душевной одаренностью, свободно говорящим на четырех языках и притом обладающем несвойственной двенадцатилетним мудростью соучастия. Потом - общение в течение четырех лет с теперь уже 17-летней девушкой из маленького городка на Украине, г. Сумы, Еленой Бабко. Талантливой художницей, дизайнером, музыкантом и танцовщицей. Иллюстратора лучше ее я не встречала - невольно приходят на память работы Билибина. В них живет стихийность русского мира и богатство его палитры. Наконец, данное мне право сотрудничества с Евгением Борисовичем Пастернаком при издании "Марбург Бориса Пастернака" и годы дружбы с ним; ученичество у Семена Израилевича Липкина и Инны Львовны Лиснянской, Ольги Седаковой; добрая дружба с Ольгой Узоровой и Ольгой Соболевой... Наверное, именно сотрудничество с детьми и учителями обогащает нас более всего.
Что больше всего помогает/мешает вам в творчестве? И как вы преодолели или собираетесь преодолеть эти препятствия?
Помогают люди, ученики и учителя. Мешают искусственно создаваемые структуры. Но именно из сопротивления и появляются лучшие работы - научные, творческие, педагогические.
Какую роль в вашей жизни играет красота? Что необходимо человеку, чтобы научиться видеть прекрасное?
Наверное, красота и есть смысл жизни. Она есть в чудовище в той же мере, что и в красавице. И разглядев ее, можно обрести точку опоры, чтобы не перевернуть мир, а сделать его чуть добрее. Этому учат нас русские народные, да и любых иных народов и наций, - сказки. Научить видеть красоту нельзя. Это прирожденный дар каждого человека. У одних он со временем гаснет, как свеча без доступа свежего воздуха. У других расцветает. У третьих ждет своего момента, чтобы пробить оболочку окружающего (мнимого по сути) безобразия и подарить ему образ.
Какое человеческое качество важнее всего при создании произведения искусства?
Спокойствие и внимание, готовность впитать в себя мир и поделиться им с тем, кто готов услышать сверчка в шуме мегаполиса (есть такая притча у американских индейцев).
В чем заключается ваш личный вклад в искусство?
Мой вклад - это вклад наблюдателя и ценителя.
Чего Вы ждете от своего творчества? Какова ваша цель?
Как и любой педагог - жду новых открытий учеников и надеюсь, что смогу хоть немного поддержать их на пути к этим открытиям.
Является ли искусство инструментом познания мира? Каким выглядит мир с вершины вашей творческой деятельности?
Безусловно - не только познания, но и преобразования. И вершина творческой деятельности никогда не может быть достигнута, пока человек жив духовно. Он ищет, сомневается, колеблется... Вершины - это для мастеров, и то только тогда, когда их превзойдут их же ученики.
Что вы думаете об искусстве будущего? Какие направления будут развиваться? Может ли творческая деятельность художников изменить общественные и экономические отношения?
Мир спасет готовность увидеть и понять красоту - в каждом. И задача искусство будущего стать массовым, не утратив своей элитарности.
Что бы вы хотели сказать человеку, собирающемуся стать художником?
Если ты чувствуешь силу и желание вобрать весь мир, сконцентрировать его на кончике кисти и отворить ею себя для зрителя - тогда доброго пути! Если же живопись для тебя это ремесло - тоже иди: людям нужна не только Сикстинская капелла, но и маленькая деревенская церквушка.
Екатерина Львовна Кудрявцева,
руководитель портала bilingual-online.net
и международного проекта BILIUM Института
иностранных языков и медиа-технологий
Университета Грайфсвальда (ФРГ)