Новости

Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896)

15.12.2014

2014 год окрашен многими датами, но вот одна из них связана с именем человека, сделавшим нашему городу самый замечательный подарок, который можно было только придумать. Этот человек – художник Алексей Петрович Боголюбов, благодаря которому в Саратове появился Радищевский музей, прозванный нашими современниками «Эрмитажем Поволжья». В основу музейного собрания легла художественная коллекция, собираемая Алексеем Петровичем на протяжении всей своей жизни. Огромной ценности полотна, шпалеры, предметы прикладного искусства, рукописи и многое другое как будто по мановению волшебной палочки, а, на самом деле, по желанию Боголюбова, оказались на нашей земле. Шаг потрясающий, беспримерный, требующий мужества и глубокого чувства к своей родине, к своим истокам…


Алексей Петрович Боголюбов родился в семье военного и принадлежал к роду Радищевых. Его родным дедом был Александр Николаевич Радищев – известный мыслитель и просветитель XVIII века, автор знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Родовое имение Радищевых находилось в Аблязове, которое по счастливой случайности находилось в то время на территории Саратовской губернии. Именно этим объясняется непростое решение Боголюбова передать свою коллекцию на родину своих предков.

Жизнь Алексея Петровича была очень интересной, насыщенной. Он успел за нее столько, сколько под силу не каждому. Расскажу лишь о некоторых, очень важных ее событиях.

Отец Алексея – кадровый военный – неплохо рисовал, его влекло ко всему художественному. Мама была воспитанницей Смольного монастыря, любила читать, что и определило ее последующее развитие. Возможно, семья сыграла свою роль в формировании будущих увлечений юного Алексея. Ранняя смерть отца определила дальнейшую судьбу Боголюбова: его отдали в Александровский Царскосельский малолетний корпус, а затем в Морской кадетский корпус. Именно во время учебы Алексей начал серьезно рисовать, порой вызывая недовольство учителей своими карикатурами на них. После окончания учебы юного художника ждала череда длительных морских путешествий, что позволило ему много рисовать, и это в основном пейзажи дальних берегов, корабли и море. Вскоре Алексей получил первую лестную оценку Карла Брюллова. Взглянув на его этюды с натуры, известный живописец сказал примерно следующее: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже". Немного позже президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский отправился в путешествие на далекий остров Мадейру на корабле «Камчатка», где в числе офицеров был Боголюбов. Герцог отметил рисунки молодого лейтенанта, и вскоре тот начал свою учебу в Академии. Так судьба Алексея Боголюбова сделала крутой поворот, благодаря которому он профессионально занялся живописью.



Затем была учеба в Академии и Большая золотая медаль, полученная Боголюбовым за исполненные по программе три вида Ревеля (сегодня Таллинна, столицы Эстонии) и работу «Вид С.-Петербурга от взморья». Медаль дала выпускнику Академии право на заграничную командировку, которую Алексей Боголюбов с успехом использовал для дальнейшей учебы и своего совершенствования в пленэрной живописи (рисунке с натуры). В его жизни было много странствий, впечатлениями от которых Алексей Петрович щедро делился, перенося их на свои полотна.

Сегодня мы знаем его как талантливого художника, мастера национального реалистического пейзажа. Знакомясь с его работами, можно заметить очень тонкое, лирическое понимание природы, стремление почувствовать и передать ее внутреннюю жизнь. Вместе с этим Алексей Петрович был гениальным подвижником: он стал инициатором создания в Академии художеств обновленного пейзажного класса и воспитал целую плеяду своих учеников, также ставших знаменитыми живописцами. Среди них достаточно назвать всем известное имя Ильи Репина, который написал два портрета своего учителя, а затем друга и единомышленника (сегодня они находятся в собрании музея).

Но и свою первую профессию Боголюбов не забыл. Стремление к изображению морских сражений проявилось у него еще во время учебы в Академии и уже не покидало никогда. В 1853 году его назначили художником Главного морского штаба. Результатом его деятельности на этой должности стали картины из истории развернувшейся тогда Крымской войны, атласы берегов Каспийского моря и Финского залива, а также морские баталии петровского и екатерининского времени, рассказывавшие о блистательных победах российского флота. Одной из самых известных работ в их числе является «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке», которая представлена на экспозиции Радищевского музея.

Не удивительно, что задумав написать воспоминания, Алексей Петрович назвал их «Записками моряка-художника», каковым он считал себя до конца дней.Над ними – этими еще до конца неоцененными сочинениями – Боголюбов работал пятнадцать лет. В мемуары вошли шесть десятилетий неповторимого пути, достойно представляющего Россию XIX столетия. Сегодня «Записки» хранятся в Петербурге, в Рукописном отделе Петербургской публичной библиотеки. Они не раз были изданы, текст «Записок» представлен на многих сайтах Всемирной Сети. Читатели разных поколений продолжают обращаться к этим мемуарам. И тот, кому выпало счастье познакомиться с ними, обязательно получит удовольствие от стиля, которым они написаны; позабавится смешными историями, которых там достаточно, и каждый найдет там для себя что-то очень важное.

Но, пожалуй, делом всей жизни Алексея Петровича стало основание на родине своего деда первого в российской провинции общедоступного музея и рисовальной школы. К продвижению этого дела Боголюбов приступил еще в начале 1880-х годов, получив одобрение наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III). Однако сколько еще предстояло преодолеть препятствий и сопротивления этому благородному делу! Достаточно сказать, что имя А.Н. Радищева было тогда под строжайшим запретом, его знаменитое «Путешествие…» не позволяла печатать цензура. А сколько понадобилось усилий, чтобы в провинциальном городе для художественной коллекции, содержащей множество ценных произведений искусства, было построено свое собственное здание!

«Мысль об учреждении музея и школы в родном моем городе Саратове меня всегда занимала, тем более, что дед мой, известный литератор екатерининского века, был саратовским помещиком и именитым дворянином. . . но. . . независимо от личных чувств, привязанности к родной губернии, во мне созрело убеждение, что именно Саратов, как один из самых важных центральных пунктов нашего края, представляет особенные удобства и удовлетворяет действительным потребностям в затеянном мною предприятии» – писал Боголюбов.

Благодаря недюженному таланту и упорству Алексея Петровича, который привлек к этому делу множество своих единомышленников, 29 июня 1885 года музей был открыт. Фотографии тех лет запечатлели большое скопление людей, желавших первыми пройти по его залам. Музей получил имя Радищева, после чего оно зазвучало открыто. Вдумайтесь: внук дал имя славного деда делу всей своей жизни! Каждый ли из нас на это способен?


А еще Боголюбов поставил непременным условием учреждения музея основание при нем рисовального училища: «…музей один есть тело без души и что нужна будет школа…» «…дабы возвысить образовательное дело юношества». Училище, получившее имя своего основателя, распахнуло двери 11 февраля 1897 года. Алексей Петрович уже не увидел свое детище – в 1896 году его не стало. С первых лет существования училище привлекло в свои ряды интересных педагогов: преподавание вели скульптор Н.П. Волконский, архитектор П.М. Зыбин, художник В.В. Коновалов.  А первый набор в рисовальные классы превзошел все ожидания: вместо предполагаемых трех классов пришлось открывать четыре. Не таким уж провинциальным оказался наш город, когда среди подрастающего поколения нашлось столько желающих пойти в художники, научиться художественному ремеслу. Если благодаря появлению Радищевского музея весь мир узнал о молодых талантливых живописцах – В. Борисове-Мусатове, К. Петрове-Водкине, П. Кузнецове, А. Матвееве, – то благодаря открытию училища на саратовской земле появились (и до сих пор появляются) такие имена, как П. Уткин, А. Карев, Ф. Белоусов, М. Кузнецов, А. Кравченко, А. Савинов.

Все, что успел сделать Алексей Петрович Боголюбов, нельзя вместить в одну журнальную статью. Но можно определенно сказать, что он всей своей жизнью и творчеством до сих пор вдохновляет всех любителей искусства. Никто из зрителей не остается равнодушным к деяниям этого человека, имя которого стоит в ряду выдающихся людей XIX столетия.









В статье использованы художественные произведения: А.П. Боголюбова и фото

1. Репин И. Портрет А.П. Боголюбова. 1876 г.
2. Фото. Освящение Радищевского музея 27 июня 1885 года. Крестный ход из Александро-Невского собора к зданию музея. Фото И.М. Егерева.
3. Боголюбов А.П. «Сражение русского флота со шведским флотом в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке». 1866 г.

Подписи к детским работам:

4. Суворова Дарья, 16 лет. «Фрегат «Камчатка»». Акварель, тушь, перо. ДШИ № 4, г. Энгельс, преподаватель Кириченко М. В. II место в номинации «Цветная графика» в группе 15-17 лет
5. Науменко Ангелина, 11 лет. «Путешествие художника А.П.Боголюбова». Гуашь. ДХШ, г. Балаково, преподаватель Придворов А. Н. III место в номинации «Боголюбовская палитра. Творческие поиски, любимые сюжеты и темы художника» в группе 9-11 лет
6. Салтыкова Софья, 9 лет. «Боголюбов собирает коллекцию картин в Радищевский музей» Детская студия искусств СГТУ, г. Саратов, преподаватель Финогенова С. А. I место в номинации «Дом, который построил художник. А.П. Боголюбов и Радищевский музей» в группе 9-11 лет
7. Гузенко Екатерина, 14 лет. «Думы о будущем России». Акварель. ДШИ № 1, г. Энгельс, преподаватель Бурмистрова Ю. Н. II место в номинации «Цветная графика» в группе 12-14 лет
8. Калачёв Владислав, 12 лет. «Моряк-художник». Гуашь. ДШИ №1, г. Маркс, преподаватель Варбанская С. Г. II место в номинации «Боголюбовская палитра. Творческие поиски, любимые сюжеты и темы художника» в группе 12-14 лет
9. Орленко Ульяна, 8 лет. «В дальнем плавании». Гуашь. Художественная студия Радищевского музея, г. Саратов, преподаватели Пакалина Е. Н., Камышникова Т. В. II место в номинации «По морям и странам. География путешествий А.П. Боголюбова» в группе 5-8 лет.
10. Федюкина Софья, 16 лет. «Подготовка к экспозиции». Гуашь. ДШИ № 2, пос. Приволжский Энгельсского р-на, преподаватель Шамина И. С. I место в номинации «Дом, который построил художник. А.П. Боголюбов и Радищевский музей» в группе 15-17 лет.
11. Зотова Вероника, 9 лет. «На пленэре». Гуашь. ДШИ № 18, г. Саратов, преподаватель Яковлева Е. И. III место в номинации «Дом, который построил художник. А.П. Боголюбов и Радищевский музей» в группе 9-11 лет
12. Шумова Анастасия. «Уютный домик в Аблязово». Гуашь. ДШИ № 18, г. Саратов, преподаватель Тацохина Е. С. Финалист конкурса. 

 Пакалина Елена Николаевна, методист

по музейно-образовательной деятельности
Центра музейной педагогики Радищевского музея